Наблюдательность – это умение замечать не только основные, но и малозаметные признаки предметов и явлений. Быть наблюдательным важно в любом возрасте, чтобы лучше понимать какие-либо явления, происходящие в мире события.

Школьникам, начиная с младших классов, наблюдательность нужна для быстрого и качественного усвоения учебного материала.
Особенности развития психических процессов у младших школьников.

Как развить наблюдательность у младших школьников?

Наблюдательность тесно связана с развитием таких психических процессов, как восприятие, мышление, внимание. Насколько они развиты у детей начальной школы?

В начале обучения процесс восприятия у учащихся чаще всего сводится к узнаванию и последующему называнию предметов. Ребята могут путать похожие предметы, буквы «З» и «Э», цифры «6» и «9» и т.п. Дети часто не могут отличать главные признаки предмета или явления от второстепенных.

Их мышление преимущественно наглядно-образное, абстрактное только начинает формироваться. Произвольное внимание только начинает развиваться. У учащихся начальной школы, как и у дошкольников, наблюдается сильная эмоциональная реакция на все новое, яркое, необычное.

Основные способы развития наблюдательности у младших школьников.

  • Учащихся начальных классов, прежде всего, учат наблюдению за какими-либо предметами или явлениями. По окружающему миру задают вести дневник наблюдений за природой. Ученики записывают в нем погоду, время опадания и распускания листьев, таяние льда в водоемах, прилет птиц и т.д. Иногда записи дополняют собственными рисунками. Некоторые учителя предлагают школьникам имитировать звуки природы. Например: как кричат разные птицы? Как воет ветер?
  • Во время наблюдения за природными явлениями полезно вспоминать пословицы, поговорки, загадки и стихотворения на заданную тему. Дети учатся соотносить реальность, описанную в литературе, с тем, что они увидели в жизни.
  • Большую роль в формировании наблюдательности у школьников играют экскурсии. При их проведении предметы и явления можно рассмотреть в естественной обстановке. В программу экскурсии может входить не только осмотр природных объектов, но и достопримечательностей города или села, музейных экспонатов. Учащиеся заранее должны знать, что и как надо увидеть и рассмотреть. С ними обязательно проводится предварительная беседа. Во время экскурсии дети получают индивидуальные задания, каждый должен на что-то обратить особое внимание. После экскурсии учитель обсуждает со школьниками увиденное и услышанное.
  • Учитель при объяснении учебного материала должен тщательно отбирать наглядные пособия с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Различные таблицы и графики больше подойдут для учеников средних и старших классов. В начальной школе дети отличаются эмоциональностью и хорошо развитым образным мышлением, поэтому лучше воспримут предметные изображения.
  • Педагоги и родители могут использовать различные игры и задания, разработанные психологами, для развития наблюдательности у младших школьников. Самое распространенное упражнение – это сравнение двух картинок. Они очень похожи, но у них есть 10 различий. Детям предлагается найти их. Задание очень увлекательное, нравится ребятам.

Другое задание для тренировки наблюдательности можно использовать на уроках математики в первом классе. На матрице размещены геометрические фигуры разного цвета.

Как развить наблюдательность у младших школьников?

Школьникам надо найти: сколько раз встречаются красные квадраты? Синие треугольники? Белые круги? Это не только развивает наблюдательность, но и тренирует внимание.
Таким образом, наблюдательность – важное умение, которое приобретается в процессе обучения.

Уже в младших классах у детей его необходимо развивать.